Социальные аспекты разработки ПО

Денис Вайханский, руководитель проектов в компании Reaxion, пишет у себя в блоге много интересных статей по теории разработки ПО - всем рекоммендую.

Сегодня он выложил очень интересный пост про социальные аспекты разработки.  Главный залог успеха в разработке - это мотивированная команда. Но как поддерживать мотивацию и откуда ее взять, если ее уже нет? Надо ли усиливать административный прессинг (”пинание”) или давать сотрудникам еще больше свободы (или денег, влияния) и ждать, что они самомотивируются?

Я согласен с главным выводом Дениса - всё зависит от ситуации, от конкретной команды и людей в ней. Даже внутри одной команды  надо использовать разные подходы к разным людям. Проблема только в том, что научиться определять правильные подходы невозможно без опыта. Даже если вы прочитаете сотню книг и статей, то все равно только долгий личный опыт позволит вам выбирать каждый раз правильный подход. Но это не значит, что статьи и книги читать не надо. Без теории можно потратить в разы больше времени на практику.

Пара цитат из статьи:


«Пинание», это назойливый избыточный тип «Контроля» который нам не нравится. Здесь можно загнать себя в ловушку. Считать любой, отличный от 0, объем контроля «пинанием» (отношение к которому негативное). Это не так. Излишне увлекшись идеями «человеческого менеджмента» можно перегнуть палку и скатиться к полному отсутствию организованности, к хаосу.

Если «контроля» (давления) меньше какого-то уровня, то наступает обратный эффект, сроки увеличиваются.

С высоты прожитого времени, я бы уточнил эту модель. В наших условиях, с нашими людьми, нашими компаниями, я почти не видел проблему излишнего контроля (которую мы называем «пинанием»). То, что я видел, это обратная проблема, хаос, очень слабая организованность работ, отсутствие элементарного контроля.


Так же рекомендую ситуационную модель руководства, в зависимости от 2 аспектов работы, «задача» и «взаимоотношения». Аспект «задача» определяется вопросом «Может ли человек выполнить работу». Взаимоотношения вопросом «Возьмет ли человек на себя ответственность за эту работу».

1: НЕ Может и НЕ Возьмет – Директивный или приказной стиль.
2: НЕ Может но Возьмет - Консультативный. «Нужно здесь вот это и нужно сделать вот так вот (человек не знает как). Зови если что-нибудь понадобится».
3: Может но НЕ возьмет – Участвующий. «Нужно здесь вот это, как именно делать – решай сам, участвуете, когда нужно разделить ответственность.»
4: Может и Возьмет – Делегирование. Фронт работ очертили и удалились.


В 2 словах
- Вносите элементарную организованность в процесс. Это не «пинание», это ваша работа. Люди будут вам благодарны.
- Разный стиль. С крутыми – искренне, с молодежью – дружелюбно, с примадоннами – сухо
- Возьмите эмоции с собой.
- Знайте 4 модели руководства, готовьте к тому, что у вас будут проблемы с Директивным стилей и Делегированием.
- Собирайте людей в одной комнате, проводите общие митинги, ставьте общие цели – делайте все, чтобы люди осознали, что они не каждый по себе.
- Стремитесь к тому, чтобы у вас в команде были только люди с сильной самомотивацией, для которых ваша работа это хобби, страсть, любимое дело.

 Подписаться на обновления

2 комментариев к Социальные аспекты разработки ПО

Ответить

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>