Православный Геймдев во всей его красе


Среди программистов, да и не только, ходят слухи, что разработка игр - это жутко интересное, да еще и прибыльное занятие.
Что разработчики игр - счастливые люди, занимающиеся с удовольствием любимым делом и периодически срывающие большой денежный куш, выпустив хорошую игру.
Что тот инвестор, который рискнет вложить в игры 5 млн., получит 10млн. уже через полгода и уж точно как минимум 20млн. через год-два.

В общем, много ходит таких слухов, которые заставляют все новых и новых лопухов людей ввязываться в новые авантюры, вкладывать деньги, время и душу в проекты, не приносящие ни денег, ни славы, ни удовольствия.
Я сам проработал 7 лет в геймдеве и имею много что сказать по этому поводу, но сейчас речь не обо мне.

Один мой друг сегодня прислал мне свою статью про интересный опыт работы в одной из Питерских геймдев компаний-стартапов. Прочитайте эту статью, чтобы понять, как работает 80-90% людей в российском геймдеве сейчас и попробуйте найти там “фан, славу и деньги”.


Статья:

Сподобился я написать большую историю про небольшую gamedev компанию. Или наоборот небольшую про большую. Это уж как получится - не мне судить.

В общем, в мае 2008 года заманили меня высокой зарплатой и огромными перспективами в широко известную в узких кругах специалистов питерскую компанию «КартиноМорье инкорпорэйтед».

Которая на протяжении последних пару лет занималась исключительно аутсорсом для разнообразных игровых проектов (моделинг в основном ) плюс клепала контент паки для Torque Engine. Но прослышали они, что в казуальном мире бабла крутится немеренно и заработать сто тыщ мульёнов проще простого - достаточно выпустить игрушку.

Задумано сделано. Нашли инвестора, нашли или переманили из СтароСофта гейм дизайнера: Понторенко Артема, как было заявлено в титрах “Бешеной коровы” он был ее главным дизайнером и левел дизайнером. Про него чуть попозже и отдельно :-),. Меня нашли по объявлению :-), И нашли отличного рисовальщика ака гуру художника, женщину вне всяких сомнений замечательную, и выдающуюся. Она приложила свою руку непосредственно ко второй и третей части “ПирожковаяЗависимость”. Заранее был выбран беспроигрышный жанр: а-ля «пирожки» только в магическом мире. Типа приходят там всякие и покупают кто зелье приворотное, то краску для тела, чтобы из невидимки стать видимым. Задумка, в общем, то неплохая как казалось на тот момент.

В общем, собрались все вместе только в августе (нехилый предпродакшн да?) и тут первый сюрпрайз: на все про все 5 месяцев. В феврале - марте сдавать инвестору и порталам готовую оттестированную игру и ждать когда посыплется золотой дождь на голову инвестора и разработчиков.

На резонный мой комментарий что 5 месяцев маловато ибо игру писать с нуля, бесплатные движки брать себе дороже - там либо нет нужного функционала, либо есть но в очень ущербном состоянии. Предложил разумный вариант: игру писать на моем движке готовом движке, под который есть куча необходимых для жизни тулзов утилит и вообще все очень красиво. Посидели, попили кофе, подумали и согласились. Подписали договор на куплю продажу движка и всех компонент для него. Договорились так: сразу на руки получаю 25%, а как только игра выходит в релиз, оставшиеся 75%.

В принципе все довольны все красиво. Оформили нас официально, положили белую зарплату и вот начинаем работать. Первые два месяца все идет замечательно, нас рассадили по домам, решили, что для первого проекта офис накладно снимать и попробуем удаленный вариант. Код потихоньку пишется, Ольга потихоньку рисует, а Артем потихоньку пишет GDD. Нее не пишет :-). Артем активно изображает деятельность, вносит какие то комменты, генерит какие то идеи, а GDD как не было так и нет. подходит начало декабря у нас готов первый уровень с двумя посетителями. А GDD все нет и нет. :-). Артем в делах заботах по аське вечно занят пишет какие то отчеты, какие то отписки, в общем с его слов у него работа кипит и GDD будет вот как только так сразу ибо осталось совсем чуть чуть ему написать еще пару листов фигни по воле злобного руководства «КартиноМорье инкорпорэйтед» и он возьмется за GDD.

Наступает середина декабря. Правда рисовальщиков с ноября у нас двое Ольга и Света.

А GDD все нет. И тут Артем ставит руководство «КартиноМорье инкорпорэйтед» раком в прямом и переносном смысле и заявляет, что КЗоТ и все такое и что он с 30 декабря улетает на 2 недели на ГОА в отпуск и его проблемы индейцев не ипут ибо КЗоТ.

Красавчег.

Мы втроем рвем попу и к 7 января таки сдаем обещанную инвестору дему. Ах да. Самое веселое, что числа 26 декабря выяснилось, что у нас нет туториала, а инвестору его обещали. Только нам почему то не сказали, что туториал должен быть :-). Причем туториал должен быть не статическая картинка с описанием текста как играть, а полноценный обучающий уровень. Ну, засучив рукава, начинаю писать скрипты для туториала, вставлять костыли всякие, чертыхаться грубыми нецензурными словами поминая руководство, инвестора и их родню до седьмого колена включительно. НГ провожу в глубоком дебаге и трезвый. Жена в шоке я тоже. Но, слава Богу / Аллаху/ Будде / Кришне / Ктулху (нужное подчеркнуть) к 6му Января готов туториал и один уровень и все это весело сдается инвестору. Инвестор радостно хлопает в ладошки и дает бабло на продолжение разработки. А Артем на ГОА тусит :-). Красавчег, но я кажется повторяюсь.

Понимая, что так дальше продолжаться не может, Ольга сама садится писать GDD. И, написав оный документ за бессонные три дня и три ночи, афигевает а вместе м ней и мы все ( ну кроме Артема - она на ГОА туземок мацает :-) ). Получается, что чтобы в марте сдать игру, надо где-то 1200-1500 человеко часов художников и по программингу 400 человеко часов :-).

Начальство на нас с Ольгой: какого мазафака вы не сообщили нам, что человек нифига не работает, парит нам моск и тупо сосет бабло? Мы: дык, вы же сами нам его назначили и объявили что он царь и бог и что все вопросы к вам исключительно через него. Какие претензии?

Начальство хватается за голову и начинает думать что делать.

Когда Артем вернулся, ему предложили уйти по собственному желанию, но он почему-то не согласился (странно, почему это). Тогда, задним числом, ему оформляют прогулы - работали то все удаленно :-). И увольняют за нарушение трудовой дисциплины. Маладцы хоть тут сообразили.

Артем пытается нас уболтать встать и уйти за ним. На вопрос куда именно он отвечает что мол главное уйти а там разберемся. Такой подход к делу имени Василия Ивановича Чапаева ( главное в бой ввязаться а там видно будет ) естественно мы забраковали, на что он очень расстроился. Почему-то, обвинил Ольгу, что она его подсидела и своими сиськами прокладывает себе дорогу наверх. В общем смешно. Сиськи у Ольги несомненно есть но далеко не того размера чтобы ими можно было проложить дорогу наверх. Где-то 2-2,5 по моемому размерчик, главное что не 5 и даже не 4 :-). В общем посрались немножко и разбежались.

Обязанности Артема переложили на двух замов директора «КартиноМорье инкорпорэйтед». Ребята, несомненно, умные и сообразительные, но игры до этого момента никогда не делали, а только в них играли. Вот ту мне стало немножко страшно опять.

На освободившееся бабло нанимают кучу аутсорсеров и работа закипела. Но Артем не дурак, вернее жена у него умная. Пишет с ее подачи жалобу в трудовую инспекцию - мол, абыдели меня окаянные и уволили ни за что. Инспекция проводит инспекцию, находит в офисе кучу мелких нарушений, выписывает штрафы на них :-), но, главное, признает увольнение Артёма законным.

Работаем дальше. Март месяц - все почти уже готово, остаются последние штрихи и доделки, и тут гром: Артем подает в суд на кампанию. Show must go.

История с судом прошла сильно мимо нас и поначалу никак не затронула, забегая вперед, скажу что это был 3х месячный процесс с кучей переносов и откладываний, который Артем благополучно проиграл.

Значит, наступает конец марта, игра готова и требует тестирования. Мы с Ольгой начинаем интересоваться а собственно где будут фокус тесты проходить, кто будет тестерами кто тесткейсы будет писать, оказывается что в кампании «КартиноМорье инкорпорэйтед» работает 8 человек и все они с радостью примут участие и в фокус тестах и просто в тестах. В общем приплыли :-). Тут мне стало немножко страшно второй раз.

В общем, замы уровни настраивают и балансят “тестеры” баги ищут и находят. Работа кое-как идет.

Наступает середина апреля, инвестор видит готовую игру остается доволен, ждем, когда она выйдет на площадки.

Тут я случайно на gamedev читаю пост, в котором человечек как инвестор интересуется разработкой казуалки. Вылавливаю его в скайпе - общаюсь, понимаю, что есть у него денег немножко и хочет он на них казуалку сделать. Свожу его с Павлом ( тут пора его представить: Эльяшевин Павел генеральный директор кампании «КартиноМорье инкорпорэйтед» ) они там трут между собой тему и в итоге договариваются на то что Павел ( инвестора тезка нашего директора ) дает бабло а мы ему за это бабло делаем match-3. Все красиво все довольны. Я как лицо, приведшее инвестора за ручку к Павлу, прошу роялти с проекта. Сторговались на 25% от всех доходов полученных кампанией с игры под кодовым названием “Гномы”.

Пролетает апрель и май. Месяцы запомнились только двумя случаями:

1. на машине Дениса (Морозов Денис заместитель Павла и левелдизайнер игры) через несколько минут после старта по экрану начинают бегать полоски, число которых увеличивается со временем в геометрической прогрессии и в итоге синий экран смерти. Поскольку я сижу дома и в поте лица кодю, то не могу лично лицезреть сию красотищу. Предлагаю фрапсом снять видео и мне заслать. ТРИ, ТРИ человека: генеральный директора, сам Денис и второй зам. Ярослав в течение 4х часов пытались фрапсом снять видео. Ни асилили. (((. В итоге привезли мне комп домой, я его включил и понял, что сабж происходит вообще на любой игре, а не только на нашей. Мой диагноз ATI + кривые дрова или битая видеопамять. А на мой коммент, что мол это везде так мне сообщили, что да, знают, что полоски везде но полагали что это бага и у нас ее быть не должно. :-). тут я испугался третий раз.

2. бигфишу заслали игру с критической багой и она вышла у них в релиз с ней:-).

В игре за 5 или 6 дней до отправки ее бигфишу всплыла бага: если уровень проиграть, то переключение на следующий уровень не происходит. Посетители продолжают приходить-уходить, игнорируя факт окончания времени. Бага досадная, неприятная, но случайная - исправил ее за 5 минут и залил в svn. В svn была у нас отдельная папочка Release, где лежала крайняя стабильная версия и из этой папки всегда парни брали сборку тестили ее и рассылками кому либо. В общем каким образом сборка с багой ушла бигфишу хз. из каких ректалов версия была вытащена тоже хз ибо после проверки svn было однозначно установлено что там нормальная безбажная сборка. Самое смешное, что это всплыло 10 мая, 9 у меня было день рождения а 8го утром я был уже в Шарм-эль-Шэйкхе. А 9го бухал и курил всякие нехорошие вещи на берегу Красного Моря. Восславляя вместе с соотечественниками славную Красную, а вместе с ней и Советскую Армию. Проклиная Гитлера и всю фашистскую германию в целом и в частностях и параллельно отмечая мой день рождения чему в немалой степени способствовало all included.

Тут я испугался четвертый раз.

Возвращаюсь с отпуска - начинаем новую жизнь. Всех из «КартиноМорье инкорпорэйтед» увольняют и переводят в новую фирму «СемейныйДосуг лимитед». < фанфары и бурные и продолжительные аплодисменты >. Причем обжегшись на Артеме всем делают серую з/п в три раза ниже существующей. :-(

На вопрос, а как же отпуск? Ибо почти все из нас были только 2 надели из положенных 3-4. На что нам пообещали, что усе будет тип топ - кто хочет, тот получит деньгами а кто не хочет тот уйдет в отпуск сразу после «гномов».

Ну, делать нечего заявление подписали. Вроде как перевели.

Проходит месяц, я намекаю руководству что, мол, круто конечно работать в «СемейныйДосуг лимитед», но хотелось бы трудовой договор получить. Такой спич почему-то вызывает бурную истерику у Павла с криками:

- ты пи че мне не доверяешь?
- я пи че тебя пи хоть раз пи кинул? (гы и это говорит человек, который забыл про договор на движок и про неуплаченный долг в 75%)

в общем, с июня месяца начинаются задержки з/п., оформления нету и все немножко очкуют.

Я начинаю интересоваться судьбой денег за движок, на что мне сообщают что “катя” золотым дождем не пролилась, денег нет и придется подождать, гномы стопудово выстрелят на миллион (а дизайнят их те же самые два лица)
Тут я пугаюсь в пятый и последний раз и начинаю искать куда свалить.
При этом честно заявляю Павлу, что гномы это мой последний проект у него, и я ухожу сразу по окончании.

Проходит еще пара недель с документами вся та же тишина и тут я в полный голос сообщаю Павлу, что негоже без бумажки жить.

Давай, мол, родное сердце договор трудовой подписывать, переоформлять договор на продажу движка, ибо продавал я его «КартиноМорье инкорпорэйтед», а она банкрот и давай оформлять юридически мои 25% роялти.

Почему-то все разговоры про документы вызывают у Павла бурную негативную реакцию, перерастающую в истерику.
и с криками пипипипипи ты мене не веришь Павел бегает по офису размахивая руками. Со стороны выглядит дико забавно и страшно.

Самый убойный аргумент был такой:
-Неужели Андрюша ты думаешь что захоти я тебя кинуть меня остановит какая то бумажка и договор? верить ты должен только моему честному слову и больше ничему.

Верить честному слову мне почему-то не хотелось и 12 августа я заявил, что ухожу ибо надоело всё.

Еадоело что в 60 квадратных метрах площади сидит 18 человек и 20 компьютеров и нету кондея а сторона солнечная и жесть какой Ташкент, что за кофе в кофеварке надо бабло платить, что бесплатный только кулер да и то видимо по глупости, не догадались за воду денег брать, что кушают люди прямо в офисе, разогревая еду в микроволновке и духан без того в душном помещении с часу до двух стоит неповторимый.

Мене значит, говорят, куда же ты уходишь, ты же обещал доделать гномов!!!!

я говорю да, обещал, но всё - так жить нельзя, вы же понимаете что условия пи какие в офисе

они: ну да понимаем но надо потерпеть - игры продадим и снимем пи какой афигительнейший офис с 3мя кондеями и пышногрудыми секретаршами. (А сам сидит в отдельном кабинете у открытого окна и у него всё в шоколаде )
я: ну так давайте, чтобы вам фигово не было и я не страдал, я игру доделаю в срок но дома, как первую ибо в офисе пи.
они: нет Андрей только в офисе.
я: ну тогда я увольняюсь.
они: гавно вопрос. Пиши маляву и 2 недели отработай.
я: без проблем. Как насчет отпуска недогуленного?
они удивленно: какого отпуска?
я: эээ. того что я с «КартиноМорье инкорпорэйтед» не догулял 2 недели.
они: а так «КартиноМорье инкорпорэйтед» нет. Ты в «СемейныйДосуг лимитед» всего 2 месяца работаешь.
я: ёптить - вы же сами в слух клялись что отпуск сохраниться а кто хочет тот баблом возьмет.
они: а бабла тоже нет. На счетах ноль денег.
я: а меня пи чужое горе. Отпуска нет денег за него нет а я 2 недели отрабатывать должен? пи вам большой и красный.

Развернулся и просто ушел.

Вчера трудовую забрал. Наивно думал, что хоть пару копеек под расчет дадут. Фиг че дали. По моим оценкам тысяч 50 денег должны за 2 недели отпуска и должок по зарплате трехнедельный ну и плюс за движок сто тысяч.

А тут они подсуетились и мальчика взяли на мое место, чтобы он так сказать гномов доделывал. А мальчик этот искренне хочет, чтобы я ему помог в коде разобраться. И я реально хз. слать его лесом или помогать, он то лично мне ничего плохого не сделал. Мдя… хз.

ЗЫ все описанные события являются вымышленными, любое совпадение имен и названий носит случайный характер и является не более чем совпадением.

17 комментариев к Православный Геймдев во всей его красе

  • fetis

    Имхо, мальчика слать с мотивацией “ты мне ничего плохого не сделал, но вот люди, с которыми ты работаешь, да”. Пусть призадумется с кем связался.

  • Боже, прям моя история… в 2008 году работал в первой компании, должны ~100 штук + отпуск. В 2009 работал на вторую компанию - должны 150 штук, парили мозг что не примут работу, мол есть мелкие косяки, потом трубку не брали, в итоге через 3 месяца все таки ответили и сказали что оказывается у них кризис и нет денег…

  • azay

    А представь какие “ужасы” могут поведать работники порно-индустрии :)))

  • Владимир

    Как будто это только в геймдеве бывает. По-моему так работает достаточное количество софтверных контор.

  • Виталий

    Одним словом - вездесущее, до боли знакомое тотальное раздолбайство.
    По-моему, это что-то вроде некой матрицы жизни в нашей стране, довольно немудреная, кстати, потому и безотказно работающая.
    У любого, думаю, наберется достаточно подобных примеров.
    “…Карету мне, карету…”

  • G300

    Ребят а чего вы хотели то? Нельзя было менять “почву бытия” (по Шпенглеру, вы люди образованные вкурсе о чем я).
    Пропало ОБЩЕСТВО людей объединенных единой культурой. Культуру(она и есть почва бытия на которой произрастает цивилизация) просто уничтожили. Остались разрозненные индивидумы варящиеся каждый в своих проблемах, остальное просто следствие……

  • BIG

    Тоже работал в одной конторе, в геймдеве. Та же история почти в точности.

  • artceil.ru

    У нас тоже в офисе народу тьма и все со своими тараканамию

  • SS

    Было такое, только очень давно… Правда при “кидке” сами влетели больше, добрая половина кода была собрана в dll-ку со “сроком годности”, типа не заплатили ЗП и уволили через 2 месяца корректно перестает работать 10% не особо важных функций, еще через неделю 50%(т.е. здесь работаю а здесь не работаю), еще через неделю остается только базовые функции типа посмотреть историю и статистику (чтобы начальство конторы просто не поубивали:) ). Конечно всегда можно было перевести дату назад, но т.к. софт был написан для работы склада то играться с датами никому не было интересно. :)

  • это я просил курсивом сделать вступление а основной текст прямым шрифтом но коммент как обычно потерялся

  • Ага, наверное так будет лучше

Ответить

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>