О вреде общения

Если вы работаете в средней или крупной компании, то вам наверняка знакомо ощущение беспомощности, когда куча входящих емейлов, постоянные митинги, обсуждения, согласования и т.п. ерунда просто мешает выполнять реальную работу. Когда за несколько дней не получается написать ни строчки кода, зато получается отправить 20-30 емейлов и посетить 5-10 бесполезных по сути митингов и докладов. Когда (при достаточной вовлеченности) берешь домой ноутбук и начинаешь работать дома, чтобы хоть что-то сделать.
Эта проблема существует везде и многими даже не осознается, как проблема. Например, я встречал команды, которые в свои планы просто забивали “30% оверхед от митингов”, но даже этого оказывалось мало, т.к. программист - существо тонкое и, вырвав его из контекста, вернуть его обратно иногда не получается аж до конца рабочего дня. Так что “30% оверхед от митингов” превращался в “40% оверхед от митингов” через месяц, а потом и в 50%. И это, естественно, не решало никаких проблем, а только позволяло закрывать глаза и узаконить чудовищный under commitment (under commitment - это когда человек или команда обещает сделать заведомо меньше, чем может).


В чем же проблема? Зачем компании сами себе создают эти проблемы, устраивая по нескольку важных митингов в день и рассылая письма сотрудникам о каждом чихе компании?
Всё дело тут в общении, в коммуникации.

У коммуникации в большой компании есть 2 аспекта:
1. Если ты не будешь ничего никому сообщать, то никто не будет работать эффективно, т.к. никто ничего не знает. В клинической форме такое врядли встречается. А вот недостаток информации - это частый источник проблем. Например, когда один программист увольняется и целый кусок кода или даже весь продукт становится “черным ящиком”, в котором никто ничего не понимает. Или когда геймдизайнер в игре пишет дизайн документ и его никто не читает, а программисты параллельно пишут игру и в нее никто не играет, а художники рисуют графику и никуда ее не подставляют и все они видят игру по-разному. В итоге в момент сведения всего этого воедино получается православная компьютерная игра.
2. А если ты будешь сообщать всё всем, то никто не будет работать эффективно, т.к. все будут только и делать, что поглощать информацию. Опять же в клинической форме не встречается, но в близкой к клинической наверняка. Например, близко к клинике, когда по громкой связи на всю компанию объявляют о том, что кто-то кому-то звонит и просят взять телефон на линии 1. Или когда на всю компанию идет емейл рассылка с обсуждением сорта кофе, который закупить на следующий год (и поверьте, такая рассылка получит сотню комментариев, которые уйдут тоже в общий лист рассылки на всю компанию). Примеры можно приводить бесконечно.


Общая идея проблемы с общением очень проста.
Когда в компании работает 2 человека, то между ними есть только 1 связь. Если 3, то уже 2 связи. Если 4, то уже 6 и так далее. Между 10 человеками уже есть 45 связей и если каждый должен обсудить каждую деталь со всеми остальными, то это катастрофа. А для 45 человек (небольшой такой отдел в большой компании) число связей переваливает уже за 1000!
Заставь каждого из 45 человек согласовывать каждое свое решение со всеми остальными и ты получишь совершенно неработоспособный отдел - никто не будет принимать решения, а будут только обсуждать.
Кто не верит - есть отличный пример из реальной жизни от Microsoft: Как делали меню в Vista (я бы назвал это “200 строчек кода за год”).


В большинстве своем все программисты, да и другие сотрудники IT компаний, всегда стремятся получить информацию обо всем. Спроси любого: “Я тут сдизайнил новый вид нашего сайта - хочешь заценить?” и получишь ответ “Конечно!”. Спроси у другого “У меня есть идея, как сделать новую фичу в наш продукт” и получишь ответ “Не надо дизайнить это в одиночку - давай соберемся все вместе и все обсудим”.
Из этих вопросов и ответов видно, что люди готовы работать и даже делать то, что их вообще не касается. Они готовы обсуждать дизайн сайта целый час напролет даже если нифига не понимают в дизайне и считают, что лучший дизайн на сайтах bash.org.ru и linux.org.


Проблема еще усугубляется, когда что-то идет не так и люди начинают ощущать страх. Страх потерять работу, страх получить плохую оценку от менеджера или коллег, страх сделать что-то не так. Страх не заставляет людей работать эффективнее. Как раз наоборот - страх заставляет людей тратить время на внешнюю защиту. Испуганные сотрудники начинают посещать все подряд митинги, чтобы “не дай бог что-то важное не пропустить” и “еще разочек засветиться и что-то умное сказать”. Испуганные сотрудники созывают бесполезные митинги, куда приглашают как можно больше важных людей, чтобы показать всем, что работа движется и разрешить какую-нибудь небольшую проблему. Испуганные сотрудники мешают остальным работать, так как просто требуют все документировать и согласовывать с ними, ибо “иначе они ничего не могут обещать”.
Вообще, испуганные сотрудники - большая проблема для компании. Их легко создать, начав наказывать направо и налево за минимальные провинности, зато убрать страх из сотрудника и вернуть его доверие потом уже очень и очень сложно.


В итоге получается, что эффективность работы зависит от коммуникации, но нет никакой формулы, чтобы определить нужные рамки коммуникации для каждой конкретной фирмы. Все компании изобретают свой подход к этой проблеме.
Кто-то требует документировать (а документация - это тоже один из свособов общения) каждый чих и в итоге зарывается в документации, которую никто не читает.
А кто-то не требует вообще документации и в итоге получает кучу “черных ящиков”, когда ключевые разработчики уходят.
Кто-то каждый день собирает всю компанию на общий митинг, а кто-то выстраивает жесткую иерархию в каждом отделе и все собрания проходят только внутри отделов, а все внешние связи только через руководителя.
Есть много подходов, но все они исходят из того, что компания устанавливает правила. А именно это и является проблемой.


Общение - это социальный процесс и его нельзя определить и расписать для каждого конкретного случая. В каждом конкретном случае только сотрудник знает - нужно ему созывать митинг или нет, нужно ему делать документацию или нет, нужно ему посылать письмо всем и каждому с новым вариантом картинки для главной страницы сайта или нет.
Если компания задает правила, то сотрудник будет им следовать и будет всегда делать что-то неэффективно - либо не созовет важный митинг, когда у него сомнения, ибо нелья, либо наоборот будет созывать митинги из-за каждой мелочи.
Если же сотруднику оказано доверие самому решать что и как делать, если он при этом несет ответственность за свою работу и при этом не боится ошибиться, то он сам найдет как сделать свою работу наиболее эффективно.
В крупных же компаниях слишком много людей, которые якобы принимают и утверждают решения, а на деле просто замедляют весь процесс.


Так что, если вы этот самый программист в большой компании, который делает реальную работу, то начните обращать внимание на то, куда уходит ваше время. Начните пропускать митинги и удалять ненужные письма. Перестаньте пытаться вникнуть во все подряд и сконцентрируйтесь на выполнении своей работы быстро и хорошо. Это сразу изменит отношение окружающих к вам, ибо вы станете делать в разы больше, чем те, кто по-прежнему тратит время на ненужное общение.
Общайтесь с умом, не мешайте общению отвлекать вас от реальной работы.


Новая статья Джоеля Сполски на эту же тему: A Little Less Conversation


7 комментариев к О вреде общения

  • В каждом конкретном случае только сотрудник знает - нужно ему созывать митинг или нет

    Я бы сказал, что сотрудник не знает, а думает, что знает. В особенности не очень опытный сотрудник. В итоге — либо пустые митинги, либо отсутствие действительно нужных митингов.

    • Я бы сказал, что сотрудник не знает, а думает, что знает. В особенности не очень опытный сотрудник. В итоге — либо пустые митинги, либо отсутствие действительно нужных митингов.

      Это как раз то, что думает менеджер, не доверяющий своим сотрудникам. И именно отсутствие доверия ведет к неэффективности.
      Людям надо верить и ставить перед ними сложные цели, чтобы люди знали, что они ответственные за их выполнение - этого уже достаточно, чтобы человек сам начал работать над собой. Да, вначале он созовет десяток пустых митингов и забудет созвать нужные митинги, но через полгода-год он уже будет способен полностью работать сам и эффективно. А если ему не доверять, то и через 10 лет это будет все тот же забитый сотрудник, выполняющий все правила и боящийся ступить на шаг влево или вправо.

      • Людям надо верить и ставить перед ними сложные цели, чтобы люди знали, что они ответственные за их выполнение - этого уже достаточно, чтобы человек сам начал работать над собой.

        Это работает в маленьких коллективах, где каждый человек играет ведущую роль и сам это может увидеть. В больших компаниях, где много бюрократии и людей, которым без разницы где работать и что делать, ситуация несколько иная.

        Да, вначале он созовет десяток пустых митингов и забудет созвать нужные митинги, но через полгода-год он уже будет способен полностью работать сам и эффективно.

        А в течении этого года что делать? Жить в условиях неуправляемого хаоса?

        • Это работает в маленьких коллективах, где каждый человек играет ведущую роль и сам это может увидеть. В больших компаниях, где много бюрократии и людей, которым без разницы где работать и что делать, ситуация несколько иная.

          Естественно. В этом как раз мой пойнт - в маленьких компаниях это работает АВТОМАТИЧЕСКИ. Как раз благодаря тому, что компании маленькие. Но в больших компаниях уже слишком много политики, связей и страха и это убивает продуктивность. Бороться с этим на уровне руководства, вводя новые ограничения, невозможно.
          Каждый человек сам должен быть себе головой.
          Я готов согласиться, что возможно не каждый захочет и сможет все сам решать, но те, кто сможет - тем надо давать карт бланш.

          А в течении этого года что делать? Жить в условиях неуправляемого хаоса?

          Да не такой уж он и неуправляемый. Ошибки обычно не фатальные и легко исправляются, а опыт получается бесценный. В общем, дать начинающему ошибиться 10 раз намного выгоднее, чем нагородить кучу ограничений, чтобы избежать ошибок.

  • Это пересказ статьи Джоэля на русском?

  • за 12 мест работы я уяснил одно - компания тратит время сотрудников на то что ей нужно.. если ей нужны митинги то будет трата времени на митинги… если тебе дорога эта компания, расслабься и получай удовольствие, митингуй и тряси маузером, тогда дедушка даст тебе в будущем отряд рабочих с путиловского и пойдешь брать банк..

Ответить

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>